(Ковальницкий Михаил Георгиевич; 26.10.1839, с. Вересы Житомирского у. Волынской губ.- 3.02.1913, Одесса), архиеп. Херсонский и Одесский. Род. в семье священника Покровской ц. с. Вересы. Начальное и среднее образование получил в духовных школах Волынской губ. В 1859 г. окончил Волынскую ДС, заняв 3-е место по успеваемости среди выпускников. С 1 окт. 1859 г. преподавал в Кременецком ДУ. В 1863 г., добившись для себя штатного места от Волынской ДС, поступил в КДА. В 1867 г. окончил академию 2-м в разрядном списке студентов. Магист. дис. «История новозаветного канона с I по IV век» писал под рук. проф. С. М. Сольского. С осени 1867 г. читал лекции по нравственному богословию в КДА. 20 сент. 1868 г. утвержден Святейшим Синодом в ученой степени магистра богословия, вскоре стал бакалавром. После введения нового академического устава и образования единой кафедры нравственного богословия и педагогики перешел на кафедру древней общей церковной истории. В 1878 г. избран экстраординарным профессором. В 1884 г., после введения очередного устава, кафедры древней и новой общей церковной истории были объединены в одну, ее возглавил Ковальницкий. В 1892 г. удостоен звания заслуженного экстраординарного профессора. По отзывам современников, Ковальницкий, прекрасно владея фактическим материалом по своей теме и подготовив не один курс лекций, категорически отказывался печатать свои научные труды, объясняя, что «в том виде, как он читает их, в настоящую пору печатать нельзя, а ломать себя и писать иначе, чем думает, он не желает». Данное обстоятельство затрудняло получение звания ординарного профессора. Среди немногочисленных напечатанных его трудов - актовая речь 1880 г. «О значении национального элемента в историческом развитии христианства», а также 2 работы, написанные в 1892-1893 гг. в полемике с проф. Киевского ун-та св. Владимира Ю. А. Кулаковским, посвященные проблемам отношения рим. закона к раннехрист. Церкви.
Летом 1895 г. назначен инспектором КДА. 12 сент. того же года пострижен в монашество в Крестовоздвиженской ц. Киево-Печерской лавры наместником архим. Сергием (Ланиным; впосл. архиеп. Ярославский). С 14 по 24 сент. Д. последовательно рукоположен во диакона, иерея и возведен в сан архимандрита. Нек-рые современники объясняли принятие монашества проблемами в личной жизни: в 1891 г. указом Святейшего Синода он был разведен с Е. Г. Захарьевской, с которой прожил в браке 9 лет. На посту инспектора развил активную деятельность, не оставляя при этом и преподавания. Фактически взял на себя обязанности эконома, заботясь не только о поведении и успеваемости студентов, но и о поставках продовольствия в студенческую столовую и о ремонте академических корпусов. В то же время Д. старался ввести жесткую дисциплину в КДА. В одном из первых обращений к студентам Д. сказал: «Я вступил на эту должность не для карьеры - мне уже 56 лет… Я знаю, что меня ожидают неприятности, но я не отступлю от закона. Хоть бы у меня были при этом наихудшие взаимоотношения. Если бы мне сказали, что где-то инспектор хорошо живет с учащимися, я бы ответил: либо там никудышный инспектор, либо абсолютно идеальные учащиеся». Д. сократил отпуска, ликвидировал нелегальную студенческую кассу взаимопомощи, вмешался в организацию студенческой б-ки. В результате последовавшего за этим конфликта был вынужден подать прошение об отставке из КДА. Но, приобретя и сторонников, в т. ч. в Синоде, он не только был оставлен на своем посту, но и 5 марта 1898 г. назначен ректором КДА, настоятелем киевского Братского в честь Богоявления муж. мон-ря с возведением в сан епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. 28 июня состоялась хиротония.
В ректорской должности Д. проявил необычайную активность, по выражению проф. Н. И. Петрова, «встряхнул Киевскую Академию, и встряхнул сильно, от верху до низу… С Киевской Академии в значительной мере свалился прежний бурсацкий налет, и она стала приличною даже и по внешней своей форме». Одним из первых распоряжений стало установление 5 сент. специального академического празднования в начале учебного года в честь св. воспитанников КДА - Черниговского архиеп. Феодосия (Углицкого), Ростовского митр. Димитрия (Туптало) и Иркутского еп. Иннокентия (Кульчицкого). По предложению Д. к отмечаемому в 1915 г. 300-летию КДА было подготовлено издание «Актов по истории Академии», на что он выделил из личных средств до 5,5 тыс. р. На издание сборников научных трудов студентов академии Д. передал 15 тыс. р. («Учено-богословские опыты студентов Киевской Духовной Академии»); на проценты от капитала к началу первой мировой войны было издано 10 таких сборников. В сумме Д. потратил на различные проекты, связанные с КДА, 30 тыс. р. и еще 15 тыс. на восстановление муж. обители на хуторе Братского мон-ря «Церковщина». Перевел действовавшее при КДА Богоявленское братство под прямое управление ректора, обязав братство оказывать материальную помощь не только студентам, но и нуждающимся в этом профессорам академии. В 1901 г. по инициативе Д. Церковно-археологическое об-во при КДА было преобразовано в Церковно-историческое и археологическое, его научные цели существенно расширились.
27 апр. 1902 г. Д. получил назначение на самостоятельную Тамбовскую кафедру. Вел подготовку к прославлению прп. Серафима Саровского, мощи к-рого лично освидетельствовал. 8 февр. 1903 г. перемещен на Казанскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Решив заняться вопросами миссионерства, вступил в затяжной конфликт с Гурия Казанского свт. братством и Переводческой комиссией, к-рые обвинил в растрате денежных средств. При нем 26 июля 1903 г. Переводческая комиссия была выделена в самостоятельное учреждение и стала подотчетной Православному миссионерскому обществу. Так и не разобравшись с растратой, 26 марта 1905 г. Д. был перемещен на Херсонскую и Одесскую кафедру. Во время революционных событий в Одессе поддерживал монархическое движение и одновременно пытался примирить противоборствующие стороны. Однако сделать это в многонациональной и многоконфессиональной епархии было сложно. К тому же в нач. 1906 г. Д. был вызван в С.-Петербург, где возглавил 1-й отдел Предсоборного присутствия РПЦ, к-рый должен был решить вопросы о составе Поместного Собора и преобразовании центрального церковного управления. 22 апр. того же года избран членом Гос. совета от монашествующего духовенства. Поняв, что отдаляется от дел своей епархии, 9 дек. сложил с себя это звание и отбыл в Одессу. Особое внимание уделил созданию духовно-просветительного и благотворительного центра епархии в Одессе, названного им Епархиальным домом. Работа по созданию центра заняла ок. 2 лет, Д. передал на его создание до 150 тыс. р. 22 янв. 1910 г. Епархиальный дом с ц. во имя вмч. Димитрия Солунского был освящен в торжественной обстановке. При доме по инициативе Д. были также организованы б-ка и епархиальный музей.
Весной 1908 г. по поручению Синода Д. ревизовал СПбДА, осенью того же года - МДА. В марте 1909 г. назначен главой синодальной Комиссии по реформированию духовных академий. Проект нового академического устава, в составлении которого принимал активное участие Д., принят не был. Итогом работы Комиссии стал др. устав, принятый в 1910 г. и впосл., на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., признанный самым неудачным.
Почетный член МДА (1899), СПбДА (1904). Скончался после долгой болезни. Погребен в приделе во имя свт. Николая Чудотворца Преображенского кафедрального собора Одессы.
Уникальный сохранившийся живописный портрет Д. 1904 г. (НКПИКЗ) был написан худож. В. Д. Сониным, работавшим в нач. ХХ в. в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. Иерарх изображен сидящим в кресле, вполоборота влево, в черном клобуке и темно-серой рясе, на груди - панагия, руки на коленях. Портрет повторяет подаренную в 1904 г. в ЦАМ КДА фотографию Д.; до поступления в НКПИКЗ находился в КДА, по размерам соответствует портретам из конгрегационного зала академии. Др. портрет Д., в рясе и клобуке с крестом, с посохом в левой руке (местонахождение неизв.), запечатлен на фотографии 2-й пол. XX в. (ЦАК МДА).